Любая компания заинтересована в увеличении своих продаж. Как ни высоко будет качество товара или предоставляемых услуг, именно умение предложить их потенциальным покупателям будет гарантировать финансовый успех компании. Даже крупные и успешные компании, являющиеся лидерами рынка, постоянно работают над совершенствованием техник продаж своих сотрудников. Рассмотрим процесс продаж, из каких этапов он состоит, а также распространенные ошибки, которых стоит избегать в работе с клиентами.
Процесс продажи — совокупность действий по привлечению потенциального покупателя и убеждению его в покупке реализуемых продавцом товара или услуги.
Процесс продажи включает целый комплекс действий, совершаемых поэтапно. Обычно выделяют семь ступеней взаимодействия продавца с покупателем:
Это универсальная схема, которая применима к любому продукту и услуге, к любой сфере деятельности, хотя в любой отрасли и даже компании могут быть свои тонкости и нюансы. Важным понятием в изучении процесса продаж выступает «воронка продаж», ее еще называют «картой пути клиента». «Воронка продаж» представляет собой последовательность действий, начиная со знакомства с продуктом и заканчивая покупкой, которые проходит клиент.
Взаимодействие клиента с продуктом происходит в несколько этапов:
Давайте разберем основные этапы продаж, сценарии и шаблоны — все, что может помочь вашей организации продавать больше, быстрее и эффективней.
Процесс продажи часто описывают в виде семи этапов — столь подробное разложение этой деятельности на составляющие помогает в деталях разобраться во всех тонкостях и понимать нюансы каждого этапа. Важно, чтобы продавец понимал цели и задачи каждого этапа, чтобы скоординировать свою деятельность, которая в итоге должна привести к заключению сделки.
Количество этапов можно как сократить, так и увеличить — это зависит от степени сложности продукта, отношения к продажам в компании и сферы деятельности организации.
Основных этапов из семи можно выделить пять: знакомство, выявление потребностей, представление продукта, отработка возражений, заключение сделки. Два остальных пункта можно считать дополнительными, однако опытные продавцы советуют использовать более полную модель, не сокращая этапы, потому что их использование позволяет достичь более полного итогового результата (потому что они обеспечивают дополнительные продажи).
Правила продажи — советы, помогающие быстрее и результативнее осуществлять процесс для конечного результата сделки. Каждый опытный менеджер имеет свои секреты, но есть и перечень основных правил, которые используют многие продавцы, рассмотрим их подробнее.
Это основные правила, которых должны придерживаться продавцы в своей деятельности, чтобы эффективно и продуктивно осуществлять процесс продажи.
Процесс продажи состоит из цепи последовательных этапов, каждый из которых решает определенные задачи и нацелен не только на конкретную продажу, но и на установление долгосрочного партнерства. Знать этапы продаж необходимо продавцу, который хочет увеличить эффективность своей работы и достичь успеха. Обсудим семь этапов процесса продаж более подробно, а также приведем примеры вопросов, которые менеджеры могут использовать в работе с клиентами.
Не зря говорят «информирован значит вооружен», ведь информация о целевой аудитории товара или услуги, учет ее психологических и социально-экономических, половозрастных характеристик позволяет лучше понимать клиента и дает возможность предлагать товар с учетом его потребностей.
Для более подробного исследования потребностей можно задать клиенту следующие вопросы:
Когда контакт установлен, важно точно и подробно выяснить предпочтения клиента. Чем больше вопросов будет задано и чем заинтересованнее будет отвечать человек, тем результативнее будет итоговое решение о покупке. Здесь можно спросить примерно так:
Итак, клиент заинтересован, мы выявили его потребности, задав уточняющие вопросы и проведя «разведку боем». Теперь настало время преподнести наш продукт так, чтобы у клиента не было шансов отказаться. Как это сделать? Нужно кратко, грамотно и эмоционально рассказать, как товар способен решить проблему клиента. Важно привести факты и доказательства, быть убедительным и уверенным в своих словах.
Например, при продаже утюга многодетной маме можно сказать так:
Практически у каждого клиента бывают возражения, они могут быть связаны с сомнениями в качестве, с высокой, по мнению покупателя, ценой, с условиями доставки и т. д. Продавец должен иметь «домашние заготовки», чтобы быстро, без промедления превратить недостатки в достоинства. Например, дорогую цену бытовой техники можно обосновать дополнительным контролем качества на этапе сборки или размещением завода-изготовителя в стране с дорогой рабочей силой и т. д.
На этапе оформления нужно убедить покупателя, что нужно принять положительное решение именно сейчас — сегодня заканчивается акция, или наоборот, пообещать подарок за покупку, или сказать, что остался один экземпляр. В общем, нужно подтолкнуть к покупке и обосновать это:
Нужно показать клиенту, что компания заботится о нем и после покупки: можно предложить установку или настройку оборудования, услугу дополнительной гарантии и т. д. Приятным дополнением бывает подарок бонусов за покупку, которые нужно потратить в течение определенного времени после покупки.
Оплошности могут встречаться даже у опытных менеджеров, причин бывает несколько:
Наиболее распространенными причинами также могут быть следующие:
Продажи — важное направление в деятельности любой организации. Мало произвести хороший продукт, важно его правильно предложить на рынке. Для этого необходимо серьезно подходить к процессу продажи, постоянно обучать сотрудников как теоретической части, так и отработке полученных навыков.
Процесс продажи состоит из выявления потребностей клиента, презентации продукта, отработки возражений и оформления покупки. Не стоит забывать о послепродажном взаимодействии, ведь именно оно позволяет совершать повторные продажи постоянным клиентам.